«атонувшие корабли „ерного мор€
–екреационные погружени€.
†
–айон —евастополь – Ѕалаклава†

Mинный заградитель ƒооб ѕостроен в 1926 г., бывший пассажирский теплоход Ќовороссийского торгового порта. 6.07.1941 г. вошел в состав „ерноморского флота, переоборудован в минный заградитель. ћинный заградитель "ƒооб" погиб 11 феврале 1942 г. около входа в  амышовую бухту Cевастопол€ от подрыва на мине.
 √лубина 20 м.  азачь€ Ѕухта. ƒорнье Do.26 ƒорнье Do.26 немецкий самолет (морской разведчик, спасательное судно). ѕринадлежал √ерманским ¬¬—. ћесто гибели  азачь€ Ѕухта. ѕредположительное врем€ гибели декабрь 1943 г. ѕо обломкам самолета можно предположить, что он разбилс€ при посадке, так как видимых разрушений от взрыва не наблюдаетс€. ƒва крыла лежат отдельно от фюзел€жа на рассто€нии 50-100м. ‘юзел€ж сильно заилен, практически цел. ѕопасть в фюзел€ж можно только с носа , через узкий проход.
 √лубина 20 м.
 ¬озвышение над грунтом около 1 метра.†

–эк "¬иновоз" «атонувший перед ¬еликой ќтечественной войной сухогруз (общей длиной около 130 метров), иногда ошибочно именуемый греческим виновозом. ƒайверы найдут достаточно хорошо сохранившиес€ фрагменты кормовой и средней части корабл€ (прот€женностью более 70 метров). ћожно сфотографироватьс€ на лопаст€х гребного винта.
 √лубина от 6 до 17 метров.†

–айон ≈впатори€*.†

"¬олга-ƒон" “ранспорт. ѕринадлежал √ермании. Ѕывша€ советска€ канонерска€ лодка " расна€ ћолдави€", построенна€ в 1917-1929 гг. C 1929 по 1941 г. - судно дл€ транспортировки марганцевой руды "¬олга-ƒон". «ахвачено немцами в 1941 г. ѕосле восстановлени€ введено в строй в 1943 г. ¬одоизмещение 956 брт. 25 но€бр€ 1943 г. конвой в составе транспорта "Wolga-Don", в охранении румынских канонерских лодок "Stihi" и "Dumitrescu", а также тральщика R-205 и охотников за подводными лодками Uj-2301 и Uj-2309 следовал в Cевастополь. Ќа борту "Wolga-Don" находилось 325 т груза "Ћюфтваффе". ¬ 19 ч. 07 м. советска€ подводна€ лодка поразила транспорт одной торпедой. ѕогибло 5 человек. Ёкипаж сн€т корабл€ми охранени€, но судно осталось на плаву. Ѕыл заведен буксир с канлодки "Dumitrescu", но усиливающеес€ волнение и ветер не дали до конца осуществить буксировку. Ќе дойд€ до берега около 3 миль, "Wolga-Don" затонул. ѕопаданием торпеды у транспорта сильно повреждена кормова€ часть.  орпус замыт по ватерлинию, поперек него лежат две мачты. ƒостаточно хорошо сохранилась надстройка. ¬ трюмах виден груз, состо€щий из €щиков и небольших авиационных бомб.
 √лубина около 31 метра.
 ¬озвышение над грунтом около 5 метров.†

“ехнические погружени€.

–айон ≈впатори€ - мыс “арханкут*.†

"¬арна" Ѕолгарский транспорт. —пущен на воду в 1937 г.
20 августа 1943 г. конвой "Hermelin" в составе транспорта "¬арна" в охранении румынских эсминца "Maresti" и минзага "Amiral Murdescu", немецких тральщиков R-203, R-204 и R-206, охотника за подводными лодками Uj 2301 и љƒљ F-301 и F-304, следовал в районе мыса “арханкут. Ќа борту транспорта был груз боеприпасов. ¬ 08 ч. 47 м. советска€ подводна€ лодка торпедами атаковала конвой. ѕосле попадани€ торпеды в транспорт "¬арна" произошел взрыв наход€щихс€ на нем боеприпасов, судно переломилось и пошло ко дну. ѕогибло 3 человека.  орпус и надстройка достаточно хорошо сохранились. Cамой высокой точкой €вл€етс€ мачта (35 метров). Ќа носу установлено двуствольное зенитное орудие. ќсновные разрушени€ расположены в кормовой части, котора€ оторвана и находитс€ на небольшом рассто€нии от остального корпуса. ¬ 2007 году дайверами был найден судовой колокол, что позволило со 100% уверенностью говорить, что данный корабль €вл€етс€ именно транспортом «¬арна». ¬ том же году колокол был демонтирован и передан в ƒепартамент подводной археологии ”краины дл€ дальнейшего размещени€ в музее.
 √лубина по дну около 55 метров.
 ¬озвышение над грунтом 15 метров.†

"÷есаревич јлексей" ћесто гибели район мыса “арханкут.
16 июн€ 1916 г. транспорт "÷есаревич јлексей Ќиколаевич" затонул от взрыва на мине, выставленной германо-турецким крейсером. ѕо сведени€м гидрографической службы в советское врем€ предпринимались попытки подн€ть транспорт. Ѕыли заведены понтоны, один из них лежит по носу корабл€. Ќо подн€тие судна не состо€лось по неизвестным причинам.
√лубина на грунте 52 метров
¬озвышение над грунтом 6 м. –айон —евастополь Ц Ѕалаклава. ѕодводна€ лодка типа "ћ" - ’II серии ѕодводна€ лодка использовалась в качестве мишени. Ѕыла затоплена в 1957 году при испытании военными системы ѕ”√.  орпус субмарины замыт по ватерлинию. ¬идимых разрушений и пробоин нет.
 √лубина около 45 метров.
 ¬озвышение над грунтом 5 м. ѕодводна€ лодка Ђ√агараї ќбнаруженна€ относительно недавно на дне „ерного мор€ одна из русских подводных лодок, затопленных в 1919 году, не устает радовать нас своими совершенными формами и немалыми дл€ того времени размерами - длина лодки 68 метров, ширина 4,5 метра. „ерез люки в корпусе можно загл€нуть внутрь. ѕроникновени€ в лодку маловеро€тны. √лубина на дне Ц 60 метров
 ¬озвышение над грунтом 4 метра†

ѕодводна€ лодка ЂЌарвалї Ќа лодке отлично сохранилс€ медный телеграф и перескоп.
ѕроникновени€ в лодку маловеро€тны, т.к. все отсеки закрыты, разломов и иных точек входа не обнаружено.
¬ районе кормы в грунте обнаружена воронка диаметром 3-4 метра и глубиной также 3-4 метра. ѕроисхождение и назначение непон€тны.
 √лубина на дне Ц 78 метров
 ¬озвышение над грунтом 4 метра†

ѕодводна€ лодка Ђ ашалотї ƒо недавнего времени можно было также любоватьс€ медным телеграфом, но дайверы не смогли оставить незамеченной столь €ркую и интересную деталь конструкции. ¬ насто€щее врем€ телеграф частично разрушен.
¬озможны проникновени€ вовнутрь лодки в районе открытого дизельного отсека.
 √лубина на дне Ц 72 метра
 ¬озвышение над грунтом 2 метра†

ѕодводна€ лодка Ђ—катї ”читыва€ небольшую длину лодки (около 40 метров), проникновени€ вовнутрь лодки невозможны. ¬ 2009 году дайверами была отчищена ходова€ рубка и найдено название, что позвол€ет со 100% уверенностью утверждать, что затонувший объект €вл€етс€ именно подводной лодкой Ђ—катї.
 √лубина по грунту около 65 метров.
 ¬озвышение примерно 3 метра. ¬се лодки наход€тс€ в районе входа в —евастпольскую бухту на небольшом удалении друг от друга. “очна€ идентификации остальных лодок не производилась. Ќемного страниц истории... ¬ 1919 году на внешний рейд —евастопол€ англо-французкими войками были выведены и затоплены 11 русских подводных лодок: 3 лодки типа ЂЌарвалї (ЂЌарвалї, Ђ ашалотї, Ђ итї), 2 лодки типа ЂЅарсї (Ђ√агараї, Ђќрланї), 2 подводные лодки типа Ђ—омї (Ђ—удакї, ЂЋососьї), 1 подводна€ лодка типа Ђ асатка (Ђ—катї), 2 лодки проекта Ђ арпї (Ђ арасьї, Ђ арпї) и 1 подводный минный заградитель Ђ рабї. ¬ разные годы 6 из 11 лодок были подн€ты на поверхность, но 5 по прежнему лежат на дне (ЂЌарвалї, Ђ ашалотї, Ђ√агараї, Ђ арасьї, Ђ—катї). ¬ истории подводного флота эти лодки сыграли очень значимую роль, хот€ бы потому, что они были первыми подводными лодками, построенными в стране (пусть и по иностранным проектам). Ёто точка отсчета героического пути наших подводников. Ётим лодкам принадлежат многие победы на море в ѕервой ћировой ¬ойне. ѕо прошествии 90 лет истори€ забываетс€ и в наших силах восстановить в пам€ти потомков врем€, когда люди гордились победами своей страны. ¬ 2010 году планируетс€ продолжение совместной с ƒепартамента подводного наследи€ »нститута археологии Ќациональной академии наук ”краины экспедиции по идентификации и поиску оставшихс€ лодок. ѕодробности смотрите в разделе ЂЁкспедицииї.†

ћиноносец "∆ивучий" 
Ёсминец "∆ивучий" русского „ерноморского флота затонул 25 апрел€ 1916 года вблизи —евастопол€ от подрыва на мине. 
¬зрывом корабль был разорван на две части, которые наход€тс€ на рассто€нии пор€дка ста метров друг от друга. Ќа носовой части можно прочитать названи корабл€. √лубина по грунту 65 метров. ¬озвышение над грунтом около 4 метров.†

Ќаливной танкер Ђћаккавейї ѕо архивным данным, танкер Ђћаккавейї затонул в апреле 1914 года, перевоз€ груз мазута, команда была спасена. Cохранность корабл€ более чем прилична€. Ћежит почти на ровном киле, с небольшим креном на правый борт. –азрушени€ в районе кормы. Ќа носовой надстройке находитс€ судовой колокол (рында) с названием корабл€. ¬ рубке можно лицезреть штурвал и другие навигационные приборы. ¬озможны проникновени€ во внутренние помещени€, трюма, а так же на ходовую рубку.
 √лубина по грунту 106 метров.
 ¬озвышение над грунтом около 8 метров.†

ѕарусник ЂAGNES BLAIKIEї ѕарусное судно "јгнесс Ѕлейк" 1841 года постройки, принадлежало британским военно-морским силам. «атонуло в 1855 году в результате столкновени€ с HMS Medina. ѕарусник хорошо сохранилс€ благодар€ особенност€м „ерного мор€, в том числе содержанию солей. ¬ августе 2003 года объединЄнна€ поискова€ команда дайв-клубов "‘регат" и "јквамарин" с помощью гидролокатора бокового обзора зафиксировала очертание и точное местоположение объекта в акватории г. —евастополь на глубине 84 метров. 18 сент€бр€ 2003 года јнатолий  опнин ("јквамарин") и ћихаил ‘альковский ("‘регат") совершили тримиксное погружение по заведенному ходовому концу. ѕровед€ на объекте 9 минут, они идентифицировали его как дерев€нный парусный корабль. ¬ течение последующих трЄх лет дайверы разных клубов неоднократно погружались на судно, проводились фото и видеосъЄмки, были обследованы трюмы и подн€ты на поверхность некоторые предметы. 8 сент€бр€ 2006 года группа технических дайверов в составе јндре€ Ѕыкова, ƒмитри€ Ўаповалова и ќксаны »стратовой идентифицировала необычную конструкцию на баке знаменитого Ѕалаклавского парусника как судовой колокол. 13 сент€бр€ члены клуба "Tek Force" произвели расчистку колокола, на котором открылась надпись: "AGNES BLAIKIE" ABD. —удовой колокол и остатки штурвала по-прежнему радуют глаз всех, кто имеет возможность погружатьс€ на этот объект. ¬озможны проникновени€ во внутрь объекта. ¬о внутренних помещени€х можно видеть остатки груза.
 √лубина по грунту 84 метра.
 ¬озвышение над грунтом около 7 метров.†

яхта Ѕрежнева √лубина по грунту 60 метров.
 ¬озвышение около 4 метров.†

Ђ»гнатий ѕрохоровї ѕринадлежность –оссии. ѕароход, бывший "Wearmounth". ѕостроен в 1886 году в јнглии на верфи "Stand Slipway Co". ¬ 1891 году судно продано S. Tourcoul. » получило новое название "»гнатий ѕрохоров" с регистрацией в ќдессе. ƒлина приблизительно 70 метров. ¬ но€бре 1918 года "»гнатий ѕрохоров" (“ранспорт є 27) затонул в результате подрыва на плавучей мине.
–эк прекрасно сохранилс€. ¬озможны проникновени€ в трюма, надстройку, рубку и другие части судна.
 √лубина по грунту 96 метров.
 ¬озвышение около 8 метров.†

Ђ“отилаї "Totila" ("“отила") ѕринадлежность √ермании. Ѕывший венгерский теплоход "Magyar Vitez". «аказан в ¬енгрии —оветским —оюзом еще до войны. —пущен на воду в 1942 г. ѕосле организованного немцами в ¬енгрии в марте 1944 г. военного переворота теплоход был конфискован и вошел в состав германского транспортного флота на „ерном море. 10 ма€ 1944 г. транспорт "Totila" подошел в район юго-западнее мыса ’ерсонес, дл€ того чтобы сн€ть с берега остатки отступающей германской армии. ”тром транспорт подвергс€ беспощадной атаке со стороны советской авиации. "Totila", прин€в на борт большое количество эвакуируемых, пыталась уйти. ѕолучив попадание трех 100-килограммовых бомб, судно начало тонуть. —огласно сведени€м из разных источников, на транспорте погибло от 200 до 3900 человек. √овор€ об относительно небольшом количестве погибших, привод€т тот факт, что удаленность от берега небольша€ и многие спаслись вплавь (хот€ не упоминают, что в мае температура воды здесь редко превышает 12 градусов). —удно лежит практически на ровном киле, с небольшим креном на правый борт, курсом 210-220 градусов. –азрушени€ не большие, корма заилена.
 √лубина 96 метров.
 ¬озвышение над грунтом 14 метров.†

ЂЋенинї √рузопассажирский пароход. ѕервоначальное название - "—имбирск", построен в ƒанциге в 1909 г. ƒлина: 94,8 м. Ўирина: 12,6 м. ќсадка: 5,7 м. —корость: 16,5 узлов. ¬ечером 27.07.1941 г. конвой в составе транспортов "Ћенин", "√рузи€" и "¬орошилов" в охранении сторожевого катера — ј-026 вышел из —евастопол€ в ялту. Ќа судах находилось около дес€ти тыс€ч беженцев и призывников. Ќа борту "Ћенина" помимо людей находилс€ груз из 300-400 тонн цветного металла в слитках, а также по некоторым сведени€м активы одесского госбанка. —вежий ветер вызывал дрейф судна, течение за мысом ‘иолент из-за своей переменчивости затрудн€ло определение курса. ¬ 23ч. 33м. сильный взрыв в районе между трюмами є 1 и є 2 потр€с пароход "Ћенин". „ерез 10 минут все было кончено. “ак как во врем€ погрузки учет людей, прибывших на борт судна, не велс€, то по разным источникам общее количество погибших колеблетс€ от 650 (официальна€ цифра) до 2500 человек. »звестно только, что спаслось около 600 человек.
 √лубина по грунту 95 метров.
 ¬озвышение около 15 метров.

Ќазад к списку