Затонувшие корабли Черного моря
Рекреационные погружения.
 
Район Севастополь – Балаклава 

Mинный заградитель Дооб Построен в 1926 г., бывший пассажирский теплоход Новороссийского торгового порта. 6.07.1941 г. вошел в состав Черноморского флота, переоборудован в минный заградитель. Минный заградитель "Дооб" погиб 11 феврале 1942 г. около входа в Камышовую бухту Cевастополя от подрыва на мине.
 Глубина 20 м. Казачья Бухта. Дорнье Do.26 Дорнье Do.26 немецкий самолет (морской разведчик, спасательное судно). Принадлежал Германским ВВС. Место гибели Казачья Бухта. Предположительное время гибели декабрь 1943 г. По обломкам самолета можно предположить, что он разбился при посадке, так как видимых разрушений от взрыва не наблюдается. Два крыла лежат отдельно от фюзеляжа на расстоянии 50-100м. Фюзеляж сильно заилен, практически цел. Попасть в фюзеляж можно только с носа , через узкий проход.
 Глубина 20 м.
 Возвышение над грунтом около 1 метра. 

Рэк "Виновоз" Затонувший перед Великой Отечественной войной сухогруз (общей длиной около 130 метров), иногда ошибочно именуемый греческим виновозом. Дайверы найдут достаточно хорошо сохранившиеся фрагменты кормовой и средней части корабля (протяженностью более 70 метров). Можно сфотографироваться на лопастях гребного винта.
 Глубина от 6 до 17 метров. 

Район Евпатория*. 

"Волга-Дон" Транспорт. Принадлежал Германии. Бывшая советская канонерская лодка "Красная Молдавия", построенная в 1917-1929 гг. C 1929 по 1941 г. - судно для транспортировки марганцевой руды "Волга-Дон". Захвачено немцами в 1941 г. После восстановления введено в строй в 1943 г. Водоизмещение 956 брт. 25 ноября 1943 г. конвой в составе транспорта "Wolga-Don", в охранении румынских канонерских лодок "Stihi" и "Dumitrescu", а также тральщика R-205 и охотников за подводными лодками Uj-2301 и Uj-2309 следовал в Cевастополь. На борту "Wolga-Don" находилось 325 т груза "Люфтваффе". В 19 ч. 07 м. советская подводная лодка поразила транспорт одной торпедой. Погибло 5 человек. Экипаж снят кораблями охранения, но судно осталось на плаву. Был заведен буксир с канлодки "Dumitrescu", но усиливающееся волнение и ветер не дали до конца осуществить буксировку. Не дойдя до берега около 3 миль, "Wolga-Don" затонул. Попаданием торпеды у транспорта сильно повреждена кормовая часть. Корпус замыт по ватерлинию, поперек него лежат две мачты. Достаточно хорошо сохранилась надстройка. В трюмах виден груз, состоящий из ящиков и небольших авиационных бомб.
 Глубина около 31 метра.
 Возвышение над грунтом около 5 метров. 

Технические погружения.

Район Евпатория - мыс Тарханкут*. 

"Варна" Болгарский транспорт. Спущен на воду в 1937 г.
20 августа 1943 г. конвой "Hermelin" в составе транспорта "Варна" в охранении румынских эсминца "Maresti" и минзага "Amiral Murdescu", немецких тральщиков R-203, R-204 и R-206, охотника за подводными лодками Uj 2301 и ЅƒЅ F-301 и F-304, следовал в районе мыса Тарханкут. На борту транспорта был груз боеприпасов. В 08 ч. 47 м. советская подводная лодка торпедами атаковала конвой. После попадания торпеды в транспорт "Варна" произошел взрыв находящихся на нем боеприпасов, судно переломилось и пошло ко дну. Погибло 3 человека. Корпус и надстройка достаточно хорошо сохранились. Cамой высокой точкой является мачта (35 метров). На носу установлено двуствольное зенитное орудие. Основные разрушения расположены в кормовой части, которая оторвана и находится на небольшом расстоянии от остального корпуса. В 2007 году дайверами был найден судовой колокол, что позволило со 100% уверенностью говорить, что данный корабль является именно транспортом «Варна». В том же году колокол был демонтирован и передан в Департамент подводной археологии Украины для дальнейшего размещения в музее.
 Глубина по дну около 55 метров.
 Возвышение над грунтом 15 метров. 

"Цесаревич Алексей" Место гибели район мыса Тарханкут.
16 июня 1916 г. транспорт "Цесаревич Алексей Николаевич" затонул от взрыва на мине, выставленной германо-турецким крейсером. По сведениям гидрографической службы в советское время предпринимались попытки поднять транспорт. Были заведены понтоны, один из них лежит по носу корабля. Но поднятие судна не состоялось по неизвестным причинам.
Глубина на грунте 52 метров
Возвышение над грунтом 6 м. Район Севастополь – Балаклава. Подводная лодка типа "М" - ХII серии Подводная лодка использовалась в качестве мишени. Была затоплена в 1957 году при испытании военными системы ПУГ. Корпус субмарины замыт по ватерлинию. Видимых разрушений и пробоин нет.
 Глубина около 45 метров.
 Возвышение над грунтом 5 м. Подводная лодка «Гагара» Обнаруженная относительно недавно на дне Черного моря одна из русских подводных лодок, затопленных в 1919 году, не устает радовать нас своими совершенными формами и немалыми для того времени размерами - длина лодки 68 метров, ширина 4,5 метра. Через люки в корпусе можно заглянуть внутрь. Проникновения в лодку маловероятны. Глубина на дне – 60 метров
 Возвышение над грунтом 4 метра 

Подводная лодка «Нарвал» На лодке отлично сохранился медный телеграф и перескоп.
Проникновения в лодку маловероятны, т.к. все отсеки закрыты, разломов и иных точек входа не обнаружено.
В районе кормы в грунте обнаружена воронка диаметром 3-4 метра и глубиной также 3-4 метра. Происхождение и назначение непонятны.
 Глубина на дне – 78 метров
 Возвышение над грунтом 4 метра 

Подводная лодка «Кашалот» До недавнего времени можно было также любоваться медным телеграфом, но дайверы не смогли оставить незамеченной столь яркую и интересную деталь конструкции. В настоящее время телеграф частично разрушен.
Возможны проникновения вовнутрь лодки в районе открытого дизельного отсека.
 Глубина на дне – 72 метра
 Возвышение над грунтом 2 метра 

Подводная лодка «Скат» Учитывая небольшую длину лодки (около 40 метров), проникновения вовнутрь лодки невозможны. В 2009 году дайверами была отчищена ходовая рубка и найдено название, что позволяет со 100% уверенностью утверждать, что затонувший объект является именно подводной лодкой «Скат».
 Глубина по грунту около 65 метров.
 Возвышение примерно 3 метра. Все лодки находятся в районе входа в Севастпольскую бухту на небольшом удалении друг от друга. Точная идентификации остальных лодок не производилась. Немного страниц истории... В 1919 году на внешний рейд Севастополя англо-французкими войками были выведены и затоплены 11 русских подводных лодок: 3 лодки типа «Нарвал» («Нарвал», «Кашалот», «Кит»), 2 лодки типа «Барс» («Гагара», «Орлан»), 2 подводные лодки типа «Сом» («Судак», «Лосось»), 1 подводная лодка типа «Касатка («Скат»), 2 лодки проекта «Карп» («Карась», «Карп») и 1 подводный минный заградитель «Краб». В разные годы 6 из 11 лодок были подняты на поверхность, но 5 по прежнему лежат на дне («Нарвал», «Кашалот», «Гагара», «Карась», «Скат»). В истории подводного флота эти лодки сыграли очень значимую роль, хотя бы потому, что они были первыми подводными лодками, построенными в стране (пусть и по иностранным проектам). Это точка отсчета героического пути наших подводников. Этим лодкам принадлежат многие победы на море в Первой Мировой Войне. По прошествии 90 лет история забывается и в наших силах восстановить в памяти потомков время, когда люди гордились победами своей страны. В 2010 году планируется продолжение совместной с Департамента подводного наследия Института археологии Национальной академии наук Украины экспедиции по идентификации и поиску оставшихся лодок. Подробности смотрите в разделе «Экспедиции». 

Миноносец "Живучий" 
Эсминец "Живучий" русского Черноморского флота затонул 25 апреля 1916 года вблизи Севастополя от подрыва на мине. 
Взрывом корабль был разорван на две части, которые находятся на расстоянии порядка ста метров друг от друга. На носовой части можно прочитать названи корабля. Глубина по грунту 65 метров. Возвышение над грунтом около 4 метров. 

Наливной танкер «Маккавей» По архивным данным, танкер «Маккавей» затонул в апреле 1914 года, перевозя груз мазута, команда была спасена. Cохранность корабля более чем приличная. Лежит почти на ровном киле, с небольшим креном на правый борт. Разрушения в районе кормы. На носовой надстройке находится судовой колокол (рында) с названием корабля. В рубке можно лицезреть штурвал и другие навигационные приборы. Возможны проникновения во внутренние помещения, трюма, а так же на ходовую рубку.
 Глубина по грунту 106 метров.
 Возвышение над грунтом около 8 метров. 

Парусник «AGNES BLAIKIE» Парусное судно "Агнесс Блейк" 1841 года постройки, принадлежало британским военно-морским силам. Затонуло в 1855 году в результате столкновения с HMS Medina. Парусник хорошо сохранился благодаря особенностям Черного моря, в том числе содержанию солей. В августе 2003 года объединённая поисковая команда дайв-клубов "Фрегат" и "Аквамарин" с помощью гидролокатора бокового обзора зафиксировала очертание и точное местоположение объекта в акватории г. Севастополь на глубине 84 метров. 18 сентября 2003 года Анатолий Копнин ("Аквамарин") и Михаил Фальковский ("Фрегат") совершили тримиксное погружение по заведенному ходовому концу. Проведя на объекте 9 минут, они идентифицировали его как деревянный парусный корабль. В течение последующих трёх лет дайверы разных клубов неоднократно погружались на судно, проводились фото и видеосъёмки, были обследованы трюмы и подняты на поверхность некоторые предметы. 8 сентября 2006 года группа технических дайверов в составе Андрея Быкова, Дмитрия Шаповалова и Оксаны Истратовой идентифицировала необычную конструкцию на баке знаменитого Балаклавского парусника как судовой колокол. 13 сентября члены клуба "Tek Force" произвели расчистку колокола, на котором открылась надпись: "AGNES BLAIKIE" ABD. Судовой колокол и остатки штурвала по-прежнему радуют глаз всех, кто имеет возможность погружаться на этот объект. Возможны проникновения во внутрь объекта. Во внутренних помещениях можно видеть остатки груза.
 Глубина по грунту 84 метра.
 Возвышение над грунтом около 7 метров. 

Яхта Брежнева Глубина по грунту 60 метров.
 Возвышение около 4 метров. 

«Игнатий Прохоров» Принадлежность России. Пароход, бывший "Wearmounth". Построен в 1886 году в Англии на верфи "Stand Slipway Co". В 1891 году судно продано S. Tourcoul. И получило новое название "Игнатий Прохоров" с регистрацией в Одессе. Длина приблизительно 70 метров. В ноябре 1918 года "Игнатий Прохоров" (Транспорт № 27) затонул в результате подрыва на плавучей мине.
Рэк прекрасно сохранился. Возможны проникновения в трюма, надстройку, рубку и другие части судна.
 Глубина по грунту 96 метров.
 Возвышение около 8 метров. 

«Тотила» "Totila" ("Тотила") Принадлежность Германии. Бывший венгерский теплоход "Magyar Vitez". Заказан в Венгрии Советским Союзом еще до войны. Спущен на воду в 1942 г. После организованного немцами в Венгрии в марте 1944 г. военного переворота теплоход был конфискован и вошел в состав германского транспортного флота на Черном море. 10 мая 1944 г. транспорт "Totila" подошел в район юго-западнее мыса Херсонес, для того чтобы снять с берега остатки отступающей германской армии. Утром транспорт подвергся беспощадной атаке со стороны советской авиации. "Totila", приняв на борт большое количество эвакуируемых, пыталась уйти. Получив попадание трех 100-килограммовых бомб, судно начало тонуть. Согласно сведениям из разных источников, на транспорте погибло от 200 до 3900 человек. Говоря об относительно небольшом количестве погибших, приводят тот факт, что удаленность от берега небольшая и многие спаслись вплавь (хотя не упоминают, что в мае температура воды здесь редко превышает 12 градусов). Судно лежит практически на ровном киле, с небольшим креном на правый борт, курсом 210-220 градусов. Разрушения не большие, корма заилена.
 Глубина 96 метров.
 Возвышение над грунтом 14 метров. 

«Ленин» Грузопассажирский пароход. Первоначальное название - "Симбирск", построен в Данциге в 1909 г. Длина: 94,8 м. Ширина: 12,6 м. Осадка: 5,7 м. Скорость: 16,5 узлов. Вечером 27.07.1941 г. конвой в составе транспортов "Ленин", "Грузия" и "Ворошилов" в охранении сторожевого катера СКА-026 вышел из Севастополя в Ялту. На судах находилось около десяти тысяч беженцев и призывников. На борту "Ленина" помимо людей находился груз из 300-400 тонн цветного металла в слитках, а также по некоторым сведениям активы одесского госбанка. Свежий ветер вызывал дрейф судна, течение за мысом Фиолент из-за своей переменчивости затрудняло определение курса. В 23ч. 33м. сильный взрыв в районе между трюмами № 1 и № 2 потряс пароход "Ленин". Через 10 минут все было кончено. Так как во время погрузки учет людей, прибывших на борт судна, не велся, то по разным источникам общее количество погибших колеблется от 650 (официальная цифра) до 2500 человек. Известно только, что спаслось около 600 человек.
 Глубина по грунту 95 метров.
 Возвышение около 15 метров.

Назад к списку