Крым.Севастополь
БАЛАКЛАВА 
балаклава.jpg
Расположение - 20 км от центра Севастополя. Район на юго-востоке Севастополя, название которого по-турецки означает Рыбье Гнездо (Балык-лав). Расположена на берегу изогнутой живописной бухты, напоминающей фьорд. По мнению некоторых ученых бухта соответствует описанию порта лестригонов, куда якобы попал во время своих странствий древнегреческйи герой Одиссей. Балаклава - это и уникальные памятники природы мысы Айя и Фиолент, и романтические руины генуэзской крепости Чембало (в 2002 году здесь стали устраивать рыцарские турниры, открылся небольшой музей) и таинственные древние храмы, овеянные поэтическими легендами. Не меньше легенд ходит о немерянных сокровищах английского фрегата 'Черный принц', затонувшего во время Крымской войны, в 1854 году. Тогда же в Балаклавском сражении погибли отпрыски самых аристократических родов Великобритании. В Балаклаве на всеобщее обозрение представлен сверхсекретный завод по ремонту подводных лодок. Этот стратегический объект, единственный в мире по своим масштабам. Это самый крупный военный объект планеты из рассекреченных военных объектов на Земле - подземный комплекс для субмарин. Из-за него древний крымский городок Балаклава около Севастополя на долгие годы превратился в один из самых закрытых и загадочных населенных пунктов СССР. Строгий гранит и благородный мрамор многочисленных памятников напоминают о событиях, происходивших в городе в период Крымской войны и в грозные годы Великой отечественной войны. Балаклава - это места, воспетые А.Пушкиным, А.Мицкевичем, В.Брюсовым и А.Куприным. В Балаклаве можно посмотреть храм 12 Апостолов, особняк М.А.Врангеля, дачи XIX в. на берегу бухты, базу подводных лодок в Григорьевском гроте. Живописные места поражают воображение. Балаклава привлекает ежегодно множество яхтсменов со всего мира. Южнее Балаклавы выступает в море скалистый мыс Айя (Святая гора, греч.), ограничивающий с запада Южный берег Крыма, с его особыми, близкими к Средиземноморью, чертами природы. Здесь внезапно начинаются другой климат, другие растения. Здесь самому современному человеку становится понятным, как можно поклоняться камням и деревьям, сюда устремляются художники и фотографы. 

ФОРТ "ЮЖНАЯ БАЛАКЛАВА" (“БОЧКА СМЕРТИ”) Расположение - 20 км от центра Севастополя. 40 минут пешком от центра Балаклавы. Особой страницей в истории Балаклавы всегда будет оставаться история Второй Обороны Севастополя во время Великой Отечественной войны. Многие памятники – живые свидетели тех страшных и героических дней. Среди них есть и весьма своеобразные сооружения, внешний вид, внутреннее устройство и история которых привлекает огромное количество людей, не только из числа тех, кто интересуется военной историей. Пожалуй, самым необычным и символическим является форт «Южная Балаклава», более известный как Бочка смерти. 

Подняться к этому таинственному сооружению и осмотреть окрестности с его ключевой позиции можно из Балаклавы. Надо сказать, что большой интерес представляют и руины самого укрепления, которое как бы «венчает» Бочка смерти. Форт «Южная Балаклава», бетонные казематы которого можно увидеть и осмотреть, уникален сам по себе как самое южное и высоко расположенное береговое укрепление во всей Европе. Поражает и качество исполнения. Достаточно сказать, что оцинкованные клепанные трубы, которые можно увидеть, если посмотреть вовнутрь вентиляционных шахт форта, со временем так и не поддались коррозии. 

Сама же Бочка смерти – это высотный наблюдательный пост соответствующей формы диаметром 1,8 м и высотой 2 м, расположенный непосредственно на скале над пропастью. В Бочке смерти вы увидите специальные прорези для наблюдения и ведения огня в стенах и полу, сквозь которые с высоты 360 метров над уровнем моря открывается панорамный вид на урочище Айязьма, мыс Айя, вход в Балаклавскую бухту. 

Страшную функцию расстрельного места времен Гражданской войны приписывают Бочке смерти в историях многие местные знатоки. Отсюда, по их мнению, и такое необычное название. Аналогично описывают назначение нестандартного сооружения и применительно к событиям 1941 – 1942 годов. 

Исследователи Константин Колонтаев и Андрей Горелик, тщательно изучившие истоки возникновения легенды о том, что из этой бочки во время Войны немцы сбрасывали пленных матросов и красноармейцев, в том числе и надписи, сохранившиеся на стенах форта, а также опираясь на сведения скалолазов, обследовавших подножье скалы под Бочкой смерти, опровергают эту версию. 

Обозревая прекрасный вид, открывающийся из столь неоднозначного места, не забудьте и о том, что внизу вас ждет прекрасный Серебряный пляж, который идеально подходит для любителей и песка, и гальки. Чистая вода, замечательный морской воздух, дикая природа – все это уже многие годы привлекает отдыхающих и гостей Балаклавы. Спустившись к морю, вы сможете не только искупаться и прекрасно отдохнуть, но и сделать еще одну великолепную серию снимков, запечатлев окружающие красоты. Обратим внимание и на то, что возвращение в Балаклаву с Серебряного пляжа не занимает много времени и не требует дополнительных сил. Тропа, по которой вы будете идти достаточно удобна и превратит ваш путь в заключительную легкую прогулку. 

В целом, маршрут «Бочка смерти – Серебряный пляж» весьма интересен не только исторической спецификой и потрясающими видами, но и тем, что потратив силы на подъеме, вы затем сможете восстановить их во время купания. Оптимальным будет наличие у вас небольшого рюкзака и легкой обуви, и, обязательно, головных уборов. 

 МЫС АЙЯ Доступен к обозрению только с моря. Расположение - 30 минут на катере от Балаклавской бухты. Мыс Айя - обрывистая западная оконечность Южного берега Крыма, удаленная от основных дорог и проторенных троп туристов. К юго-западу от мыса Айя простирается территория государственного ландшафтного заказника “Мыс Айя”. Вот почему здесь сохраняется первозданность и нетронутость удивительной природы. Цивилизованный человек еще не добрался к заповедной тишине этих мест, не успел распилить на сувениры смолистые стволы тысячелетних можжевельников. С греческого языка слово Айя переводится как — Святой, а значит мыс Айя — Святой Мыс! Невероятную красоту этого уголка описывал сам Геродот — отец истории. Пребывание вблизи мыса производит впечатление, что ты попал в потерянный временем мир. Кстати, места в окрестности мыса так и называются – «Затерянный мир»… Пещерный город «ЭСКИ-КЕРМЕН» Расположение - 40 км от Севастополя в сторону Бахчисарая. Недалеко от села Крепкого, на плато Столовой горы, вытянутой с севера на юг и ограждённой обрывистыми скалами, находятся руины раннесредневекового города Эски-Кермен (Старая крепость), основанного в начале VI веке. Первоклассная для своего времени крепость могла противостоять любому противнику. Отвесные скалы практически неприступны, а там, где в скалах есть расщелины, возвышались боевые стены с башнями. В систему обороны входили хорошо защищённые ворота и вылазные калитки, а также пещерные казематы – вырубленные в скалах помещения с бойницами и амбразурами. За стенами могли укрыться несколько тысяч жителей окрестных деревень со скотом и личным имуществом. Одновременно со строительством крепости у восточного обрыва плато был устроен осадный колодец. В толще скалы был вырублен узкий коридор-тоннель с крутой шестимаршевой лестницей из 95 ступеней. В конце каждого марша - площадки, на одной из которых было сделано сквозное отверстие для освещения лестницы. Тоннель заканчивался десятиметровой каптажной галереей с естественным источником. По ходу первого марша находилось специальное помещение для стражи, охранявшей этот важный стратегический объект. Кроме колодца, вода в город поступала из источников с соседней возвышенности за четыре километра по керамическому водопроводу. Для хозяйственных нужд также собирали дождевую воду, которую хранили в пифосах и вырубленных в скалах пещерах. Если встать спиной к стене Эски-Кермена, в районе разрушенного колодца, то взгляд упрется в стену противоположного скального массива. В нем множество пещер. Одна из них совершенно необычная. Вход в пещеру низок, поэтому там царит полумрак. Посредине лежит каменный медведь, весь поросший зеленым мхом. Лапы его вытянуты в сторону входа. На спине через весь хребет выдолблена ложбинка, она тянется через шею, голову и нос медведя. Падающие с потолка капли, пробегая по хребту и голове, капают с раскрытой пасти на землю. Капли падают редко, но всегда, даже в самые засушливые месяцы. Пещерный город «МАНГУП-КАЛЕ» Расположение - 30 км от Севастополя в сторону Бахчисарая. После гибели Эски-Кермена как крепости, центром юго-западной Таврики стал Мангуп – самый большой по площади средневековый город в этой части полуострова. Располагался он на плато одноимённой горы, возвышающейся более чем на 200ти метров над окружающей местностью. На северной её части выступают четыре мыса: Чамну-Бурун (Сосновый мыс), Чуфут-Чеарган-Бурун (мыс Вызова евреев), Елли-Бурун (мыс Ветров) и Тешкли-Бурун (Дырявый мыс). Между мысами лежат овраги: Табана-Дере (Кожевенный овраг), Гамам-Дере (Банный овраг) и Капу-Дере (овраг Ворот). Величественный Мангуп прекрасен во все времена года: весной, когда деревья в цвету, а склоны покрываются молодой травой и полевыми цветами; зимой, когда его вершины и склоны покрыты снегом; осенью, когда пёстрые краски лиственного леса в сочетании с зелёной хвоей образуют великолепную цветовую гамму, и жарким крымским летом. У исследователей Мангупа нет единого мнения о времени его возникновения. Одни считают, что город с оборонительными сооружениями возник в VI в., тогда же он стал центром юго-западной Таврики, её главной крепостью. Другие относят возникновение города к X – XI вв. и связывают это событие с разрушением укреплений Эски-Кермена хазарами. Раскопки показали, что уже в первые века нашей эры на плато Мангупа в районе мыса Чуфут-Чеарган-Бурун существовало поселение. В V-VI вв. возникла небольшая крепость на мысе Тешкли-Бурун. В X веке началось строительство большого города, занявшего впоследствии почти всю территорию плато. ФОРОССКАЯ ЦЕРКОВЬ Расположение - 35 км от Севастополя в сторону Ялты. Выше Фороса, на одинокой отвесной Красной скале, виднеется изящная церковь Воскресения Христова. Сооружен храм в 1892 г. по проекту архитектора академика Н.М.Чагина. О возникновении церкви существует несколько легенд. Возведена же она была бывшим владельцем форосского имения купцом Кузнецовым в память о спасении императора Александра III и его семьи при крушении поезда, в котором царь возвращался в Петербург. В 192г. церковь была закрыта, кресты сброшены, роспись закрашена, настоятель храма отправлен в Сибирь. В храме открыли ресторан, затем он был бесхозным складом, а после пожара в складе церковь вообще была заброшена. Несколько лет назад в ней были проведены реставрационные работы, и теперь снова возобновилась служба. Форосская церковь построена в византийском стиле крестово-купольного храма. Основным строительным материалом был обожженный кирпич - плинфа, - невысокие, почти плоские прямоугольники. Кладка велась на известковом растворе с добавлением кирпичной крошки, попеременно чередовались ряды красного кирпича и желтого камня. В византийских храмах внутренний интерьер был богатый, даже роскошный, создавая соответствующую религиозную атмосферу. Величью храма способствовала многоцветная мраморная облицовка, мозаики по золотому фону, фресковые росписи, декоративные каменные мотивы. К ее отделке были привлечены лучшие специалисты, мозаичные работы выполняли мастера итальянской мастерской Антонио Сальвати, интерьер расписывали известные художники К. Е. Маковский, создавший картину «Рождество», А. И. Корзухин, автор «Тайной вечери», академик Н. Е. Свериков и другие. Форосская церковь как памятник архитектуры восстанавливается. В 30-е годы XX в. в ней был музей-панорама Южного берега Крыма. От Форосской церкви, с Красной скалы, открывается восхитительная панорама курорта Форос, раскинувшегося внизу у моря между мысами Чехова и Николая у живописной бухты Тихая, куда ведет шестикилометровый спуск. ЧЕРНОРЕЧЕНCКИЙ КАНЬОН Расположение - 30 км от Севастополя. Является самым длинным в Крыму, его протяжённость составляет более 16 км. Каньон начинается у горы Кизил-Кая и заканчивается у с. Чернореченского, где р. Чёрная вступает в Инкерманскую долину, низовье которой в далекое геологическое время было затоплено морем. Устье Черной реки находится в начале Севастопольской бухты у горы Инкерман. На протяжении более 12 км начиная от скалы Кизил-Кая на границе Байдарской долины река Черная протекает в извилистой теснине, сдавленной с обеих сторон скалами высотой в несколько десятков метров. Река по началу быстрая и тихая, но чем дальше углубляешься в каньон, тем больше она начинает быть даже очень громкой из-за перекатов. Местами это узкое и глубокое ущелье труднопроходимо: русло реки изобилует обширными перекатами и каскадами, навалами каменных глыб, на склонах можно увидеть громадные выступы, напоминающие по форме крепостные бастионы, колонны, пирамиды, усеянные дубом и можжевельником. А между склонами, на расстоянии от 50 до 300 метров, в период паводка неистовствует, ревет речной поток. По своим размерам он намного превосходит знаменитый «Большой каньон Крыма», а по красоте не уступает ни одному из известных каньонов Украины. Примерно в середине каньона, по правому берегу, находится пещера Шайтан-Коба, где обнаружена стоянка первобытного человека.Речка Черная вошла в мировую историю по Чернореченскому сражению, произошедшему 4 августа 1855 года на правом берегу этой реки, восточнее Федюхиных ворот. В итоге русские потеряли в этом сражении 260 генералов и офицеров и более 8 тысяч солдат. Чернореченский каньон с 1947 года объявлен памятником природы, а с 1974 года - государственным геологическим заказником «Черная речка», ВОРОНЦОВСКИЙ ДВОРЕЦ Расположение - 60 км от Севастополя в сторону Ялты. Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник был создан в 1990 году. В состав музея-заповедника входит Воронцовский дворец-музей, Алупкинский парк-памятник садово-паркового искусства и Массандровский дворец-музей Александра III. На территории музея-заповедника находятся многочисленные памятники культурного наследия, отражающие романтические тенденции в дворцово-парковой архитектуре первой половины XIX века. Дворцовый комплекс Воронцовского дворца в Алупке, состоящий из пяти строений, сооружен в 1828-1848 гг. по проекту английского архитектора Эдуарда Блора (1789-1879) для генерал-губернатора Новороссийского края графа М.С. Воронцова (1782- 1856). Парадные залы дворца, оформленные в стиле традиционного английского интерьера, почти полностью сохранили свою первоначальную отделку. Неповторимое своеобразие Голубой гостиной придает тончайший лепной орнамент из цветов и листьев. Декоративное оформление Вестибюля и Парадной столовой напоминает убранство рыцарских залов в средневековых замках. В Зимнем саду от старых растений сохранился вьющийся по стенам фикус-репенс. В залах экспонируются картины и скульптура русских и западноевропейских мастеров, различные предметы декоративно-прикладного искусства. Частью интерьерной экспозиции является «Дом графа А.П. Шувалова», «Кабинет графа И.И. Воронцова-Дашкова» и «Кабинет коменданта Гос. Дачи», повествующие о различных периодах в жизни дворца и музея. Они расположены в Шуваловском флигеле и Гостевом корпусе. Здесь же размещены постоянные выставки: «Дар профессора В.Н. Голубева», «Парижский архив», «Поэзия пейзажа. Произведения Народного художника Украины Я. А. Басова (1914-2004). Подробнее о музейном комплексе http://worontsovpalace.org НИКИТСКИЙ БОТАНИЧЕСКИЙ САД Расположение - 80 км от Севастополя в сторону Алушты. 10 км от Ялты. Никитский ботанический сад основан в 1812 году и является одним из старейших научно-исследовательских учреждений нашей страны. Основатель Сада - видный ученый-биолог XIX века Христиан Христианович Стевен. С первых дней существования Сад был призван способствовать ускоренному развитию сельскохозяйственного производства юга страны на основе интродукции, акклиматизации, селекции и широкого распространения южных плодовых, цветочных, декоративных, новых технических, лекарственных и других полезных растений, изучения и активного использования местных растительных ресурсов. В целях быстрого обогащения отечественного сельскохозяйственного производства новыми растениями основателями Сада были установлены прочные деловые и научные связи с ведущими ботаническими учреждениями Европы, Азии и Америки. Это позволило собрать здесь уникальные коллекции видов, сортов и форм различных культур. СЕВАСТОПОЛЬ …белый город, залитый солнцем, омытый ветром, окруженный темно-синими волнами. Город трезвый, в крепкой рабочей робе по будням и в сияющем парадном кителе морского офицера по праздникам. У Севастополя своя философия, и воспринимает он все снисходительно-иронически. Это город, щедро наделяющий людей отблесками своего прошлого. Душа Севастополя сквозит в бакенах, в теплом известняке, который выветрился и кажется покрытым то ли гнездами, то ли пчелиными сотами. В отражениях звезд, сверкающих в бухтах серебряной чешуей, словно бьется в сетях пойманная хамса... Аромат всех эпох исходит от севастопольской земли, пробиваясь сквозь нынешний асфальт и потоки машин. С момента своего основания Севастопольская бухта повенчана с военным флотом. Она хранит ему верность. Однажды флот пожертвовал собой, затопив корабли перед входом в бухту, чтобы только не впустить в нее врага. И теперь монумент в честь жертвенной любви флота и Севастополя - памятник затопленным кораблям - символ города. (Егменов И. "Скиф") ПАМЯТНИК ЗАТОПЛЕННЫМ КОРАБЛЯМ Один из самых известных монументов города Севастополя, его изображение – на гербе города. Среди волн, у Приморского бульвара, стоит на искусственной скале изящная колонна с коринфской капителью. На ней - бронзовый орел, он держит в клюве лавровый венок, словно собираясь опустить его на воду бухты. Памятник установлен в 1905 году к пятидесятилетию первой обороны Севастополя, когда были затоплены русские парусные корабли, «чтобы заградить вход неприятельским судам на рейд и тем самым спасти Севастополь» (П. С. Нахимов). Поперёк фарватера затопили сначала семь устаревших кораблей, а в феврале 1855 года, когда была оставлена Южная сторона, в бухте затопили и остальной флот. Огонь береговых батарей и затопленные корабли делали Севастопольскую бухту недоступной для англо-французского флота. На мемориальной табличке, вмонтированной в монумент, написано: «В память кораблей, затопленных в 1854—1855 году для заграждения входа в рейд». ГРАФСКАЯ ПРИСТАНЬ Это парадные морские ворота города. Очертания пристани хорошо знакомы даже людям, никогда не бывавшим в Севастополе, её изображение стало своеобразной эмблемой города-героя . С этим архитектурным памятником связана вся история Севастополя от основания до наших дней. Как и было задумано , пристань стала парадным причалом военного порта. Четыре широких торжественных марша лестницы прямо от морской глади поднимаются к белой колоннаде. По краям лестница ограждена подпорными стенками. Два ряда изящных дорических колонн (по шесть в каждом ряду) поддерживают строгий классически оформленный фриз, над которым проходит карниз с невысоким парапетом. Его украшает более высокий парапет (аттик), на котором обозначена дата постройки - 1846 г. В нишах колоннады, обращенных к морю, установлены две античные статуи работы итальянского скульптора Фернандо Пелличио. Два лежащих мраморных льва, исполненные этим же мастером, завершают ансамбль лестницы у спуска к морю. С Графской пристанью связано немало знаменательных событий. В 1854—1855 гг. отсюда осуществлялось снабжение некоторых бастионов снаряжением, боеприпасами и продовольствием, поддерживалась связь защитников города с Северной стороной. 26 августа 1855 г. вражеская ракета подожгла одну из барж с порохом, стоявших у пристани. Огромной силы взрыв потряс воздух; на месте пристани остались руины... После окончания Крымской войны она была восстановлена. Помнит Графская пристань и грозные годы Великой Отечественной. 12 ноября 1941 года фашистские юнкерсы атаковали крейсер «Червона Украiна», стоявший у пристани. Корабль получил несколько прямых попаданий. Личный состав крейсера самоотверженно боролся за его живучесть, но повреждения оказались слишком велики. О гибели крейсера «Червона Украiна» напоминает гранитная доска, установленная у пристани. Сегодня Графская пристань, один из старейших памятников Севастополя и его украшение, по-прежнему делит с городом все радости и невзгоды. 35-я БЕРЕГОВАЯ БАТАРЕЯ В 40-е —60-е годы ХХ века в казематах бывшей 35–й ББ размещалась береговая батарея № 723. В 1963 году, после того, как военные оставили эту территорию, Исполком Севастопольского городского совета принял решение, в соответствии с которым территория 35–й береговой батареи была взята под охрану государством. Однако конкретные меры по сохранности исторического объекта приняты не были. Батарея разрушалась, в ее казематах и на прилегающей территории скапливался строительный и бытовой мусор. В 1988 году в правом командном пункте 35–й ББ и его потерне была оборудована сейсмологическая лаборатория Симферопольского государственного университета им. М.В. Фрунзе. На рубеже 80–х—90–х гг. возрос интерес к ранее «закрытым» страницам обороны Севастополя. Территорию батареи исследовали поисковые отряды, историки. Здесь проводились встречи ветеранов, приуроченные к 3 июля—дате официального окончания обороны Севастополя 1941— 1942 гг. Вместе с тем, непоправимый ущерб историческому объекту нанесли действия «предприимчивых» людей, срезающих металлоконструкции, а также «черных копателей». Но самой большой бедой стало все расширяющееся строительство коттеджей, частных гостиниц в непосредственной близости от территории 35-й батареи. В сентябре 2003 года члены комиссии по топонимике при городской администрации разместили в средствах массовой информации обращение к общественности Севастополя с призывом защитить исторический памятник. Благодаря действиям неравнодушных севастопольцев, вопрос о сохранении 35-й ББ был вынесен на рассмотрение Севастопольского городского совета. 26 апреля 2006 года было принято решение «О создании музейного историко-мемориального комплекса Героическим защитникам Севастополя на территории 35-й береговой батареи». Чуть позднее утверждены еще два нормативных документа, послуживших основанием для начала проектирования и строительства мемориального комплекса. Это решение Севастопольского городского Совета от 4 июля 2006 года № 411 «Об отнесении участка музейного историко-мемориального комплекса Героическим защитникам Севастополя на территории 35-й береговой батареи к землям историко-культурного назначения и изменении границ землепользования дачно-строительного кооператива «Феникс» и решение общественного совета от 24 июня 2006 года об организации общественных слушаний по вопросу проведения конкурса проектов строительства музейного историко-мемориального комплекса. В 2007 году начинается создание Музейного историко-мемориального комплекса героическим защитникам Севастополя "35–я береговая батарея". В его строительстве приняли участие тысячи людей —специалистов различных профессий. Мемориальный комплекс создавался на негосударственные средства. Основную часть расходов по проектированию, строительству, содержанию и развитию комплекса взяли на себя предприятия промышленной группы "Таврида–электрик"(генеральный директор А.М.Чалый). Архитектурная концепция и проект разработаны архитектором А.И.Хомяковым (Москва). Проект и рабочая документация выполнены ЗАО «Севастопольский Стройпроект» (директор В.И.Лошанюк) Создание музейного комплекса такого масштаба (площадь мемориала— около 8 га, подземные сооружения— около 5 000 кв.м.)—событие беспрецедентное не только для Севастополя, но и для всего постсоветского пространства. Это пример бережного отношения к нашей общей истории, к памяти тех, кто победил фашизм в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. Подробнее о мемориале http://35batery.ru/index.php/ru/home.html САПУН-ГОРА. ДИОРАМА. Посещение Сапун-горы оставляет в памяти любого человека незабываемые впечатления, ведь это – возможность увидеть своими собственными глазами исторические места, где разворачивались одни из самых кровавых крымских сражений, где солдаты защищали свою родину и расставались с жизнью во имя свободы. Здесь не один раз проливалась кровь: на Сапун велись ожесточенные бои, как во время Крымской войны, так и во время Великой Отечественной. И, в знак уважения к подвигу самоотверженных воинов, по всей территории воздвигнуты различные памятники и мемориалы. Все тут напоминает о событиях прошлых лет… Почтите память погибших героев, имена самых мужественных из которых написаны на гранитных стенах у обелиска Славы, минутой молчания, и возложите цветы к Вечному Огню, зажженному в 1970 году. Но лучше всего понять и ощутить на себе все величие боя помогает диорама, изображающая штурм Сапун-горы 1944 года. Вы словно оказываетесь в центре тех далеких событий, и время отсчитывает часы, года, десятилетия назад в прошлое, где слышен шум боя, залпы оружия, крики сражающихся солдат, и вся мощь и ярость атаки давит со всех сторон. Особенность диорамы состоит именно в этом ощущении «машины времени»: вот вы в мирном парке, и вот – та же местность, но только уже во всю кипит бой. ПАМЯТНИК-ПАРОВОЗ БРОНЕПОЕЗДУ «ЖЕЛЕЗНЯКОВ» В Севастополе на площади Ревякина, рядом с автовокзалом стоит паровоз «Эл-2500». Этот паровоз водил на передовые позиции легендарный бронепоезд «Железняков» во время ВОВ и второй героической обороны Севастополя. Бронепоезд был построен в 1941 году работниками Морского завода, железнодорожниками и военными моряками. Гитлеровцы прозвали его «зеленым призраком». Бронепоезд появлялся всегда внезапно на передовой, метким огнем своих орудий, минометов и пулеметов, установленных на бронированных площадках, наносил врагам большой урон, сеял панику и страх. Фашисты устраивали на него охоту, бомбили, обстреливали из артиллерийских орудий, но героический бронепоезд сражался до последнего дня обороны города. Со дня своих первых «ходовых испытаний» — 7 ноября 1941 года до 28 июня 1942 года он совершил 140 рейдов на передний край. Лишь за несколько дней до окончания обороны гитлеровцам удалось обрушить на бронепоезд своды Троицкого туннеля, где он укрывался после боевых операций. Оставшиеся в живых железняковцы, взяв с собой пулеметы, продолжали драться с врагом в районе Килен-балки под руководством своих командира и комиссара. После окончания войны паровоз отремонтировали, и он долго еще водил по Крыму поезда с мирными грузами. 24 октября 1967 года железнодорожники передали его севастопольцам как реликвию. В город-герой паровоз бронепоезда «Железняков» доставила из Джанкоя бывшая фронтовая бригада. Сейчас Памятник-паровоз бронепоезду "Железняков" на вечной стоянке. Надпись на нем «Смерть фашизму!», стенд с фотографиями, мемориальная доска напоминают о славной боевой биографии бронепоезда. КОНСТАНТИНОВСКИЙ РАВЕЛИН Эта укрепленная батарея закрывала вход в Севастопольскую бухту неприятельским кораблям. Была построена в 1840 г. у входа в Севастопольскую бухту для усиления обороны Севастополя и его порта. Каменная казематированная батарея (94 орудия) стойко отражала удары противника в период первой обороны Севастополя в 1854-1855 гг. Было сооружено несколько подобных батарей (Михайловская и Александровская). В июне 1942 г. в районе Константиновской батареи был создан один из опорных пунктов обороны Северной стороны. В течение трех суток 70 бойцов отражали атаки противника, обеспечивая вывод последних судов из Севастопольской бухты. Так что, батарея послужила еще и в годы Второй мировой. В настоящее время она утеряла свое военное значение.Но каждый день ровно в полдень в городе слушен звук пушечного выстрела, который производится из Константиновского равелина. ПАНОРАМА «ОБОРОНА СЕВАСТОПОЛЯ» 1854-1855гг Панорама "Оборона Севастополя 1854 - 1855 гг." – представляет собой выдающееся произведение батальной живописи. Это всемирно известный памятник, имеющий огромную популярность. Панорама очень ярко и правдиво раскрывает события обороны города в период Крымской войны. На полотнах и в экспонатах музея очень четко отражено невероятное мужество, героизм и бесстрашие защитников города. Создание памятника было поручено в начале XX в. выдающемуся художнику, мастеру батальной живописи Ф.А. Рубо. Работа над созданием картины велась в предместье немецкого города Мюнхен в 1902-1904 гг. Рубо помогали еще несколько именитых художников из Германии. Холст для полотна картины, площадь которой составляет 1610 кв. м, был выткан в Бельгии. 14 мая 1905 г. состоялось торжественное открытие памятника, которое приурочили к 50-летнему юбилею окончания Крымской войны. В панораме создано несколько залов. Экспозиционный зал музея, открытый в 1970-м году рассказывает о героях войны и об истории памятника. Тут же размещена диорама подземно-минной войны. Из экспозиционного зала экскурсанты попадают на смотровую площадку. Оказавшись здесь, у зрителя возникает ощущение, что он оказался на возвышенности и наблюдает за происходящим у него на глазах сражением. В истории памятника были и трагические моменты. 25 июня 1942 г. немецкие войска подвергли здание панорамы артиллерийскому обстрелу и авиа налетам. Начался пожар, во время которого погибли 493 кв.м. полотен, и были сильно повреждены оставшиеся. Но, несмотря на это, картина не утратила своего великолепия и привлекает сегодня толпы туристов со всего мира. Подробнее о музее http://www.sev-museum-panorama.com/ru/panorama.html ХЕРСОНЕС ТАВРИЧЕСКИЙ Херсонес Таврический - так назывался город, основанный древнегреческими колонистами более двух с половиной тысяч лет назад на юго-западной оконечности Крыма. Теперь его руины - одна из достопримечательностей Севастополя Слово "херсонес" обычно переводят с греческого как "полуостров". Город действительно располагался на небольшом полуострове между двумя бухтами. Тавры - воинственное племя, населявшее соседние горные местности, - послужили причиной эпитета "Таврический", то есть, "расположенный в области тавров". Этому городу-государству суждена была долгая жизнь - почти две тысячи лет - и его история является частью истории Древней Греции, Древнего Рима и Византии. В удобной бухте юго-западного побережья Крымского полуострова, в районе современного Севастополя, в середине V века до н. э. выходцами из Гераклеи Понтийской был основан Херсонес Таврический. Многовековая история полиса тесно переплетена с историей взаимоотношений государств античного и средневекового периода. Став связующим звеном на пути «из варяг в греки» Херсонес прожил долгую жизнь, испытав взлеты и падения. На его улицах побывали византийские солдаты и хазарские воины, русско-варяжская дружина князя Владимира и степняки хана Ногая. Здесь был процветающий город с уникальными сооружениями: дворцами, театрами, храмами. Даже руины Херсонеса поражают своим величием. Только в 1827 году, спустя почти полвека после основания г. Севастополя, на этом месте начались раскопки, почти сразу же принесшие Херсонесу еще одно название - "Русская Троя". Год за годом из-под многовековых напластований появлялись дома и улицы, площади и храмы древнего города. Находок было так много, что вскоре из них составилась интереснейшая экспозиция - так возник археологический музей. В 2002 году ему исполнилось 110 лет. Больше информации о музеях Севастополя http://www.sev-museum-panorama.com/ru/index.html ИСТОРИЯ ЧЕРНОМОРСКОГО ФЛОТА 13 мая 1783 года в Ахтиарскую бухту Черного моря вошли 11 кораблей Азовской флотилии под командованием адмирала Федота Клокачева. Это произошло через два месяца после присоединения Крыма к России. На берегах бухты вскоре началось строительство города и порта, ставшего главной базой российского флота и получившего название Севастополь. 13 мая ежегодно отмечается, как день рождения Черноморского флота. Однако днём основания можно считать и иную дату: 11 января 1783 г. Екатерина II подписала рескрипт о введении должности командующего Черноморским флотом. Таким образом, этот день — 11 января по старому стилю, или 22 января по новому стилю — явился днем рождения Черноморского флота. Получив базы для флота в Азовском море, Россия поспешила усилить свое военное присутствие в Черноморье. Императрица Екатерина II распорядилась направить из Азовского в Черное море крейсерский отряд военных судов, замаскированных под коммерческие. Кроме того, императрица приказала послать в Черное море с Балтики отряд из шести фрегатов под командой капитана 2-го ранга Т.Г. Козлянникова, однако турки не пропустили военные суда через проливы. Оставалось строить корабли на месте. Но строительство флота на юге затруднялось мелководностью Дона и его притоков, где располагались верфи, а также Таганрогского залива. Для постройки кораблей более или менее годился только Днепровско-Бугский лиман, и в декабре 1775 г. Екатерина II издала соответствующий указ Адмиралтейств-коллегии, предписав одновременно сократить строительство судов на Азовском море. 31 мая 1778 г. рескриптом Екатерины новая судостроительная и морская база отдавалась на попечение новороссийского генерал-губернатора светлейшего князя Григория Александровича Потемкина. 18 июня 1778 г. императрица повелела именовать новую морскую базу Херсоном. 7 июля 1780 г. в Херсоне были заложены два первых корабля. Екатерина понимала опасную непрочность русско-турецкого договора и всячески торопила строительство Херсонской верфи и кораблей. В 1782 г. князю Потемкину даже пришлось прибегнуть к вольному найму 1150 плотников "для производства корабельного строения" . В августе 1783 г. в Херсон прибыл капитан 2-го ранга, будущий адмирал, Федор Федорович Ушаков вместе с 700 матросами и 3 тысячами мастеровых. В конце 1782 г. Потемкин доложил Екатерине свой план присоединения к России Крыма. Значительное место отводилось в плане действиям флота, причем общее командование флотом и армией на юге светлейший князь предлагал взять на себя. Императрица согласилась со всеми пунктами плана, даже не запросив мнение управлявшей флотом Адмиралтейств-коллегии. 11 января 1783 г. Екатерина II подписала рескрипт о введении должности командующего Черноморским флотом. Таким образом, этот день — 11 января по старому стилю, или 22 января по новому стилю — явился днем рождения Черноморского флота. В рескрипте говорилось: "Для командования заводимым флотом Нашим на Черном и Азовском морях повелеваем тотчас отправить нашего вице-адмирала Клокачева, которому для принятия потребных наставлений явиться у Нашего новороссийского и азовского генерал-губернатора князя Потемкина". В честь основания Черноморского флота Екатерина приказала отлить медаль «Слава России». Первый командующий Черноморским флотом вице-адмирал Федот Алексеевич Клокачев проявил себя в Чесменском сражении 24-25 июня 1770 г., командуя в чине капитана 1-го ранга линейным кораблем «Европа», с 1776 г. возглавлял Азовскую флотилию. Он отличался личной храбростью и был не только опытным моряком, но и хорошим хозяйственником, так что выбор Екатерины оказался безошибочен. Тем временем Турция готовилась к новой войне с Россией, она не могла примириться с потерей Крыма. В 1776 г. турецкое правительство потребовало вернуть Кинбурн и Крым. Тогда осенью 1776 г. Россия ввела в Крым войска А.В. Суворова и посадила на крымский престол угодного ей хана Шагин-Гирея. Боясь за свою власть, хан просил Россию оставить войска в Крыму. Турция свои войска вывела, но вскоре ее эмиссары подняли там мятеж против Шагин-Гирея. Турция послала войска, но в Крым они не высадились, опасаясь Суворова и русского удара с моря. Весной 1779 г. Турция подписала конвенцию, подтвердившую договор 1774 г. Однако 8 апреля 1783 г. Екатерина II ввиду постоянных нарушений Турцией условий договора включила Крым в состав России и переименовала его в Тавриду. Управлять Таврической губернией императрица поручила Потемкину. Сбылась мечта многих поколений россиян, их кровь не была пролита даром — Россия присоединила Крым, а вместе с ним приобрела твердые позиции в Причерноморье и весьма выгодные черноморские торговые пути, экономика российского юга получила новые возможности для развития. Но обеспечить в полной мере стратегические позиции России на юге мог только военный флот. Создание Черноморского флота требовалось всемерно ускорить. В начале мая 1783 г. Потемкин направил Клокачеву ордер с предписанием принять под командование не только флот, но и Херсонские верфи, оказавшиеся в запущенном состоянии. Капитана над Херсонским портом капитана 1-го ранга И.Т. Овцына Потемкин сместил, временно назначив вместо него капитана 1-го ранга Марко Ивановича Войновича, известного храбростью и честностью, командира строившегося корабля «Слава Екатерины». В конце июля Войновича сменил прибывший по именному указу императрицы капитан 1-го ранга А.П. Муромцев. Войнович вернулся на прежнюю должность и принял участие в спешной достройке своего корабля — первого линейного корабля Российского Черноморского флота. 16 сентября 1783 г. 66-пушечная «Слава Екатерины» была спущена на воду. В мае 1788 г. Потемкин приказал переименовать корабль в «Преображение Господне». Под этим именем корабль участвовал во многих сражениях эскадры Ф.Ф. Ушакова[8]. Новорожденному Черноморскому флоту была необходима хорошая, удобная во всех отношениях база. Такой базой стала Ахтиарская бухта в южной оконечности Крыма. Первым из крупных российских военачальников обратил внимание на Ахтиарскую бухту Александр Васильевич Суворов. Как уже говорилось, генерал-поручик А.В. Суворов командовал войсками, которые Россия ввела в Крым в конце 1776 г. Суворов сразу оценил стратегическое и оперативно-тактическое значение Ахтиарской бухты. "Подобной гавани, — писал он, — не только у здешнего полуострова, но и на всем Черном море другой не найдется, где бы флот лучше сохранен и служащие на оном удобнее и спокойнее помещены быть могли". 15 июня 1778 г. Суворов разместил по берегам Ахтиарской бухты 6 батальонов пехоты, конницу и артиллерию. Он приказал срочно прикрыть бухту батареями, причем распорядился вести работы тайно, ночью, чтобы стоявшие в бухте турецкие корабли ничего не заметили. Утром 16 июня вахтенные на турецких кораблях внезапно увидели себя под дулами русских береговых батарей. Турецкая эскадра состояла более чем из 10 судов, а русских батарей было всего три, и все же находиться более в бухте турки не рискнули, в ночь на 17 июня они покинули ее акваторию. Встречный ветер мешал движению, туркам пришлось буксировать корабли лодками, и далеко от бухты они не отошли. Как писал Суворов русскому резиденту при дворе Крымского хана Андрею Дмитриевичу Константинову: "Противная погода мешала стамбульцам выход из Ахтиарской гавани. Учиня один выстрел, вытянулись они из гавани на лодках, выстрелили 7 раз, далее по румбу направились к Очакову; часу отойти не могли, один фрегат паче других силился к тому, но не превозмог, а ушла лодочка. На сем расстоянии стоят они...". Уход турецкого флота укрепил режим русского ставленника Шагин-Гирея. Императрица высоко оценила демонстративную акцию Суворова — «за вытеснение турецкого флота из Ахтиарской гавани и от крымских берегов» она пожаловала полководцу украшенную бриллиантами золотую табакерку со своим портретом. В том же 1778 г. Ахтиарскую бухту впервые обследовал с морской точки зрения экипаж фрегата «Осторожный» под командованием капитана 2-го ранга Берсенева[12]. В 1780 г. бухту опять посетил русский корабль. По описанию того времени, берега были пустынны, "все место было дико и покрыто мелким дровяным лесом и кустарником". Только на северном берегу разместилось татарское селение из 7-9 мазанок под названием Ак-Яр (Белый Утес), по имени его и бухта долгое время называлась на российских картах Ахтиарской. 17 ноября 1782 г. в бухту вошли русские фрегаты «Храбрый» и «Осторожный» под общим командованием капитана 1-го ранга И.М. Одинцова. Они первыми из русских кораблей остались у Ак-Яра на зимовку. Матросы построили для себя в балке, впоследствии названной Сухарной, небольшую казарму, вырыли четыре колодца. В соседней балке провели килевание фрегатов — наклонили их на борт для очистки днища и киля от наросших ракушек и водорослей. Место, где происходило килевание, впоследствии получило название «килен-балка». В течение зимы экипажи кораблей промерили глубины Северной и Южной бухт, составили их описание и карты. По берегам бухт обнаружили много ключей и колодцев. Теперь, после проведенных обследований, можно было перебазировать в Ахтиарскую бухту все боевое ядро Черноморского флота. Но сначала позаботились о береговой и противодесантной обороне — в середине апреля 1783 г. на берега бухты прибыл гренадерский батальон, а в конце апреля — Капорский и Днепровский полки и полевая артиллерия. Войска построили казармы и склады («Ахтиарский магазин»), начали укреплять берега гавани. 2 мая 1783 г. в Ахтиарскую бухту вошли 11 кораблей Азовской, а затем 17 кораблей Днепровской флотилии. Черноморский флот впервые сосредоточился в своей новой главной базе. Корабли разместились в Южной бухте, которую признали наиболее безопасной. 6 мая командующий флотом вице-адмирал Ф.А. Клокачев, лично осмотрев Ахтиарскую бухту, пришел в полный восторг. Вот что он писал вице-президенту Адмиралтейств-коллегии графу Ивану Григорьевичу Чернышеву, члену Академии наук, бескорыстному ученому и умному руководителю: "При сем не премину я Вашему сиятельству донести, что при самом входе в Ахтиарскую гавань дивился я хорошему ее с моря положению; вошедши и осмотревшись, могу сказать, что во всей Европе нет подобной сей гавани — положением, величиной, глубиной. Можно в ней иметь флот до 100 линейных судов, ко всему же тому природа устроила лиманы, что сами по себе разделены на разные гавани, то есть — военную и купеческую. Без собственного обозрения нельзя поверить, чтоб так сия гавань была хороша. Ныне я принялся аккуратно сию гавань и положение ее места описывать и, коль скоро кончу, немедленно пришлю карту. Ежели благоугодно будет Ея Императорскому Величеству иметь в здешней гавани флот, то на подобном основании надобно здесь будет завести порт, как в Кронштадте". 13 июля 1783 г. карту отослали в Адмиралтейств-коллегию, там на ее основе принялись разрабатывать планы будущего города. А пока в Петербурге готовили планы города, 3 июня 1783 г. на западном берегу Южной бухты моряки заложили три первых каменных дома: часовню, кузницу для Адмиралтейства и дом для контр-адмирала Ф.Ф. Мекензи (с 8 мая 1783 г. он возглавил Черноморскую эскадру вместо отбывшего в Херсон Ф.А. Клокачева). В южной части гавани, на Николаевском мысу, начали строить деревянный шлюпочный причал и лестницу — будущую Екатерининскую, затем Графскую, пристань. Этот день — 3 июня (14 июня по новому стилю) — стал днем основания города. В честь данного события в 1783 г. была отлита медаль «Польза России». Первоначально город назывался Ахтиар, по имени прибрежного татарского селения Ак-Яр. 10 февраля 1784 г. указ Екатерины II узаконил рождение нового города и повелел впредь именовать его Севастополем, что в переводе с греческого значит "Город славы". После смерти Екатерины II (6 ноября 1796 г.) новый император Павел I в 1797 г. приказал вернуть городу его первое название — Ахтиар. Четыре года город опять назывался Ахтиаром, пока Александр I в 1801 г. не переименовал его окончательно в Севастополь. Книги: 
 История отечественного судостроения. Краткая история русского флота
 История отечественного судостроения
 История города-героя Севастополя. Страницы русской морской летописи.

Назад к списку